Техническая Информация - РТ-40 Реле | Радиодетали Electroboom

РТ-40

Реле РТ-40

 

Устройство электромагнитных реле основано на взаимодействии магнитного поля обмотки, по которой проходит ток, с подвижным стальным якорем. В реле РТ40 использована одна из разновидностей электромагнитных систем, называемая системой с поперечным движением якоря. Конструкция состоит из сердечника с двумя полуобмотками, расположенными на его верхнем и нижнем полюсах. Перед полюсами помещен жестко укрепленный на оси легкий Г-образный стальной якорь. На оси якоря укреплены также возвратная (противодействующая) пружина и изолированный от оси контактный мостик.

Начальное положение поворотного к полюсам сердечника -правым упором. В обесточенном состоянии реле контактный мостик замыкает правую пару неподвижных размыкающих контактов, при перемещении якоря в сторону полюсов мостик замыкает левую пару неподвижных замыкающих контактов.
При прохождении по обмотке реле тока создается магнитный поток, замыкающийся через сердечник и якорь. Поток, пронизывая якорь, намагничивает его.
При изменении направления тока в обмотке изменяется полярность как сердечника так и якоря. Поэтому сердечник и края якоря, всегда оказываются обращенными друг к другу разноименными полюсами.

Технические характеристики реле РТ-40

РТ-40

Максимальные реле тока РТ-40 применяются в устройствах релейной защиты и противоаварийной автоматики в качестве органа, реагирующего на повышение тока в контролируемой цепи. Общий вид электромагнита реле представлен на рис. Магнитная система реле состоит из П-образного шихтованного сердечника 1 и Г-образного якоря 2. В сердечнике электромагнита под катушками имеются вырезы, предназначенные для снижения вибрации подвижной системы при больших и несинусоидальных токах. При пиках несинусоидального тока участки сердечника с уменьшенным сечением насыщаются и ограничивают величину магнитного потока.

Положение якоря в начальном и конечном положениях фиксируется упорными винтами 3, закрепленными конто-гайками или пружинными пластинками для предохра нения от самоотвинчивания. Якорь реле удерживается в начальном положении с помощью противодействующей спиральной пружины 4, один конец которой связан с якорем, а другой — с указателем уставки 5. При повороте указателя уставки изменяется противодействующий момент пружины и соответственно ток срабатывания реле. Необходимое положение указателя определяется по делениям, нанесенным на шкале реле 6. Жесткость противодействующей пружины 1,0 Н-мм/90°, при повороте указателя от минимальной уставки до максимальной (угол поворота около 90°) момент противодействующей пружины увеличивается в 4 раза (пропорционально квадрату тока). К якорю приклепаны опорная скоба и пластмассовая колодка с двумя подвижными мостиковы-ми контактами из серебра. К верхней части скобы приклепан полый барабанчик 7 с радиальными перегородками внутри, полость барабанчика заполнена хорошо просушенным кварцевым песком. При любом ускорении подвижной системы песчинки приходят в движение и часть сообщенной якорю энергии тратится на преодоление сил трения между песчинками. Последнее приводит к значительному снижению вибраций подвижной системы от переменной составляющей тяговой силы электромагнита и уменьшает вибрацию контактов при их соударении. Между барабанчиком и опорной скобой помещена шайба с узким центральным отверстием (соответствующее отверстие имеется и в скобе) и бронзовая пластинка 8, служащая опорной плоскостью для подвески подвижной системы реле. Подвижная система в верхней части опирается бронзовой пластинкой на штифт из нержавеющей стали со сферическим концом, укрепленный во вкладыше 9 на рамке-основании 10 и проходящий через отверстия в опорной скобе и шайбе. В нижней части перемещение оси подвижной системы в горизонтальной плоскости ограничивается таким же штифтом, проходящим через отверстие в нижней отогнутой части опорной скобы. Сама скоба ограничивает смещение подвижной системы вверх.

На сердечнике расположены две катушки, концы которых выведены на зажимы цоколя реле. Перестановкой перемычек на этих зажимах можно осуществлять параллельное и последовательное соединение катушек реле и соответственно изменять величину уставок в 2 раза. Цифры, нанесенные на шкале, соответствуют последовательному соединению обмоток. Схема внутренних соединений реле приведена на рис. Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакт. Для более четкой работы контактов подвижные контакты выполнены свободно поворачивающимися. Неподвижные контакты 1 (см. рис. 2-43) приварены к плоским бронзовым пружинам 2, перемещение которых ограничивается гибкими наружными и жесткими внутренними упорами 3. Внутренние упоры выполнены из относительно толстой латуни и соединены замком с контактной пружиной. При регулировке контактные пружины подгибаются вместе с латунным внутренним упором, что уменьшает последующую разрегулировку контактов из-за уменьшения остаточной деформации.

Все узлы реле смонтированы на рамке-основании 2 из алюминиевого сплава (рис. 2-39), укрепленной на пластмассовом цоколе реле, и закрыты прозрачным полистирольным кожухом. Крепление кожуха к цоколю производится пружинными замками. Отверстия в сердечнике реле для винтов, крепящих его к рамке, имеют увеличенный диаметр, что позволяет регулировать зазор между полюсами сердечника и якорем.

Реле выпускаются девяти исполнений с различными диапазонами уставок.

Реле предназначено для крепления к вертикальной плоскости. Отклонение от вертикального положения вследствие неуравновешенности подвижной системы реле приводит к дополнительной погрешности реле. Под-ческа подвижной системы не рассчитана на длительное пребывание при токе, превышающем ток срабатывания и вызывающем вибрацию якоря, поэтому использование реле в качестве реле минимального тока не рекомендуется. Зависимость полного сопротивления обмотки реле от тока, определенная при втянутом якоре по действующим токам и напряжениям на реле РТ-40/0,6 для первого диапазона уставок, приведена на рис.